Страница школьного логопеда
Обследование учащихся учителем-логопедом проводится ежегодно с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.
О необходимости своевременной логопедической помощи
Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Это обусловлено исключительной ролью, которую играет речь в развитии человека.
Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания, а также оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребёнка.
Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Непременным же условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений. Чем внятнее и выразительнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте общем соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Но к старшему дошкольному возрасту проблемы, связанные со звукопроизношением должны быть решены. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие устной, а в дальнейшем и письменной речи.
Уважаемые родители!
Вот и ваш малыш подрос и вместе с другими ребятами занял место за партой в школе. Начинается новый этап в развитии вашего ребёнка. С первого дня пребывания в школе маленькому человечку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух. В этих условиях недостатки речи обнаруживаются сразу. Очень часто дети, имеющие дефекты звукопроизношения, болезненно воспринимают их, становятся молчаливыми. замкнутыми, застенчивыми, а некоторые раздражительными. Не ждите, что ребёнок сам справится со своими дефектами речи. Если этого не случилось к 7 годам, то, скорее всего, без помощи логопеда вам не обойтись.
Для детей с косноязычием логопедическая практика наметила особую систему речевой гимнастики. Ведь язык — главная мышца органов речи и для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие, целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Детям артикуляционная гимнастика поможет «поставить» правильное произношение.
Проводить гимнастику надо ежедневно, примерно по 15-20 минут в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились, становились более прочным и, Упражнения можно выполнять сидя и стоя перед зеркалом, дети должны видеть своё лицо и лицо взрослого.
Вы следите за качеством выполняемых движений, точностью и правильностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными и координированными.
Не следует забывать об артикуляционной гимнастике даже тогда, когда звук уже поставлен и логопед предлагает отработать его произношение (автоматизировать звук) на речевом материале. В этом случае работа по выполнению домашнего задания должна начинаться именно с отработки упражнений для губ и языка.
Основная ваша задача — включить ребёнка в целенаправленную речевую работу.
Только систематичные, ежедневные занятия, выполнение всех рекомендаций логопеда помогут выработать у вашего малыша правильное произношение и закрепить (автоматизировать) его в повседневной речи.
Обратите внимание не только на чистоту речи маленького ученика, но и на то, как успешно он овладевает такими важными навыками, как чтение и письмо.
Письмо — сложный координационный навык, требующий отлаженной работы многих мышц рук, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям дается легко. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит вам, уважаемые мамы и папы, — ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребёнка вне стен школьного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности, а это может быть достигнуто только при взаимодействии школы и семьи.
Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движении ребёнок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита ручная умелость.
Чем же можно позаниматься с маленьким школьником, чтобы совершенствовать его мелкую моторику?
- разминать пальцами пластилин, глину;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки;
- нанизывать пуговицы на нитку;
- нанизывать пуговицы на нитку;
- шить, вязать, резать ножницами.
Очень часто родители с приходом своего малыша в школу сталкиваются не только с проблемами звукопроизношения и трудностями в овладении графомоторными навыками. Многим детям (по разным данным — нескольким десяткам процентов) тяжело даётся программа по русскому языку и чтению. Часто у детей 6-7 летнего возраста (особенно у детей с различной речевой патологией: общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, недостатками произношения отдельных звуков) отмечаются стойкие ошибки при письме и чтении.
Вас должны насторожить многочисленные (не единичные) перестановки букв и слогов при письме, вставки, слитное написание слов, замены букв оптически (п-т, б-д) и акустически (с-ш, т-д) сходных. Такие ошибки получили название дисграфических, а нарушение письма, проявляющееся в появлении дисграфических ошибок ДИСГРАФИИ.
Если же маленький ученик длительное время не способен овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами (что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного), то, в большинстве случаев, это служит основанием для постановки такого диагноза, как ДИСЛЕКСИЯ (нарушение чтения).
Поэтому, если в течение первых месяцев обучения вы поймёте, что ваш ребёнок испытывает значительные трудности в овладении навыками грамотного письма и чтения — не тяните, обратитесь к логопеду. Чем раньше начнётся коррекционная работа, тем более плодотворной она будет. Но, в любом случае, её успех зависит также и от вас, от того, сможете ли вы стать настоящим помощником для вашего ребёнка, поскольку только взаимодействие семьи и школы дает положительные результаты по исправлению таких сложных расстройств письменной речи, как дислексия и дисграфия.
Можно ли помочь детям с дислексией и дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобится 2-3 года занятий, кому-то — 5-6месяцев. Суть таких занятий — тренировка фонематического слуха и зрительного внимания.
Кто способен помочь ребенку грамотно читать и писать?
В первую очередь — квалифицированный специалист, учитель-логопед, работающий в школе.
Он использует в своей работе специальные коррекционные методы и приемы, позволяющие раскрыть причины нарушений речи, и, как можно раньше и доступнее для ребенка, исправить имеющиеся ошибки.
Помощь репетитора тоже полезна. Однако современный репетитор должен разбираться в нескольких образовательных программах по данному предмету, знать специфику наиболее распространенных нарушений и пути их исправлений, быть неплохим психологом для установления контакта с учеником. Только при таких условиях можно надеяться на хороший результат. В противном случае все сведется к формальному переписыванию письменных работ и механическому запоминанию учебного материала, так и не понятого ребенком.
Советы логопеда:
- Рекомендации родителям и детям от учителя-логопеда на летний период
- Памятка для родителей
- Что делать если ребенок плохо говорит?
- Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи.
- Если у ребенка проблемы с речью
- Дыхательная гимнастика
- Развиваем у детей умение классифицировать
- Советы заботливым родителям. 10 способов приучить детей к чтению
- Задания на различение звуков
- «Обогащаем словарь детей»
- Памятка для родителей. Рекомендации дефектолога
Деятельность:
С 21 по 23 января 2021 года в рамках Областного форума «Подростки, родители и Rock`n`Roll» был открыт консультативный пункт в МАОУ «Юргинской СОШ» корпус №1.
Учитель-логопед, психолог индивидуально вместе с родителями обсудили проблемы детей младшего и старшего школьного возраста:
«Как проходит адаптация в 1 классе?», «Как сохранить родительский авторитет?», «Как помочь ребенку стать личностью?», «Школьные страхи. Боюсь отвечать», «Причина речевых нарушений», «Заикание в школьном возрасте. Что делать?».
Дочь первоклассница. Очень боится отвечать у доски, просто молчит.
Первое, что родители должны сделать, — это успокоиться. Дети хорошо считывают тревогу взрослых, поэтому важно, чтобы ребёнок видел: родители верят в него и знают, что всё получится. Мама и папа рядом, но у него достаточно сил, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Помните метафору материнской любви из «Гарри Поттера»? Если вы смогли передать ребёнку ощущение надёжной защиты — всё, вы справились, можно отдыхать.
Предложите ребёнку в сложные моменты представлять вас за его спиной или щит вашей любви вокруг него.
Итак, что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? А начнём мы, как и положено: с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках.
Причины могут быть разными:
1. Незнание материала
2. Проблемы с речью
3. Неуверенность в себе, как черта характера
4. Низкий социометрический статус ребенка в классе
5. Высокие требования со стороны родителей
6. Неправильное поведение педагога
Что же делать?
1. При непонимании учебного материала – восполнить пробелы в знаниях. В этом может помочь учитель, родители.
2. Если проблемы с речью, необходимы занятия с логопедом, а также наблюдение и лечение у врача-невролога.
3. При неуверенности в себе и высоком уровне тревожности не помешают занятия с педагогом-психологом. Но кроме этого, обязательно изменение поведения близких ребёнку взрослых (родителей, учителя) и их моральная и эмоциональная поддержка, т.к. без этого все усилия психолога просто пойдут прахом.
4. Рекомендации по работе с ребёнком, имеющим низкий социометрический статус, желательна также и помощь психолога.
5. При завышенных требованиях к ребёнку работать нужно не столько с самим учеником, сколько с его родителями, понимать родителям возрастные особенности своего ребенка.
6. Объяснить учителю проблему ребенка и решить, как будет лучше … ответы «на ушко», «один на один», пока не заставлять отвечать у доски и т.д.
Формируйте и тренируйте у первоклассницы новые модели поведения. Т.е. расскажите и покажите ей, как именно лучше вести себя, когда её вызывают отвечать, как справиться со страхом и неуверенностью, несколько раз прорепетируйте эту ситуацию. Естественно, делать это нужно только наедине с ребёнком, без посторонних зрителей.
Сыну 7 лет. Учится в 1 классе. В классе на момент поступления был знаком только с одним мальчиком. По мнению учителя, мальчик умный, развитый. Есть проблемы с поведением на переменах. Нет друзей в классе, а только на год, два старше его. Именно с ними играет на переменах.
После того как ребёнок провёл исследование, какой он друг, ему нужно дать силу и союзника. В начале любых отношений помогает умение быть собой и открываться навстречу другим, улыбка, приветливость, прямой взгляд, ровная осанка, готовность поддержать беседу. Все эти вещи достаточно легко даются при уверенности в себе, и наоборот: исчезают при тревожности и страхе.
Несколько рекомендаций вашему ребёнку, как лучше завести друзей:
1. Если ребёнок новенький, он вызывает у других детей любопытство. Подготовьте его к тому, что одноклассники подойдут и спросят, кто он, откуда, что он любит, в какие игры играет, какие фильмы смотрит. Возможно, ему будет легче не растеряться и отвечать уверенно и прямо, если он заранее подумает над ответами на эти вопросы.
2. Скорее всего, в классе (особенно в первом) новеньким ребёнок будет не один. Кому-то в классе будет так же страшно и одиноко. Объясните ему, что можно подойти и спросить: «Привет! Ты тоже новенький? Я — да!» Вдвоём детям уже будет проще. Но замыкаться на первом найденном знакомом не стоит — ребёнку нужно познакомиться и с другими одноклассниками, понять, с кем у него больше общего.
3. Посоветуйте ребёнку показать его интересы и таланты. Возможно, он любит какую-то книгу, игру, болеет за спортивную команду. Он может взять с собой вещи, которые помогут увидеть это людям с похожими интересами.
4. В первые месяцы вообще важно делать то, что ребёнок любит: рисовать, петь, заниматься спортом, — это поможет ему притянуть близких по духу людей.
5. Нужно быть приветливым и научиться начинать разговор первым. Это не так сложно. Можно просто сделать комплимент или спросить что-то у одноклассника про него самого: «Отличная ручка! Классный альбом!», «О! Ты тоже любишь этот мультик!»
6. Можно записать ребенка на кружок, который отвечает его интересам. Там он познакомится с детьми с похожими увлечениями.
7. Ребёнку стоит активно участвовать в жизни класса, искренне высказывать своё мнение, но следить за тем, чтобы никого не задеть и не обидеть.
8. Можно самим родителям включиться в жизнь класса и участвовать, проводить какие-либо мероприятия.
9. Рассказать свою историю, как мама или папа тоже были первоклассниками и , тоже сначала не было друзей.
10. Можно найти одноклассника, который живёт рядом с вами, или просто дойти до школы, до дома вместе. Совместный путь здорово сближает — это идеальное время, чтобы обсудить день, да и просто поговорить обо всём на свете.
Спасибо Вам, родители, что доверяете нам самое ценное и дорогое! Мы будем стараться и развиваться!