Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ)
Телефон «горячей линии» в отделе образования Юргинского муниципального района по вопросам введения предмета «ОРКСЭ»
8(34543)23288 Мария Анатольевна Кидяева, заведующая методическим кабинетом
Основы религиозных культур и светской этики, сокращённо ОРКСЭ — учебный предмет, включённый Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из которых ученики или их родители (законные представители) выбирают один для изучения.
Список модулей:
- «Основы православной культуры» Смотреть учебное пособие
- «Основы исламской культуры» Смотреть учебное пособие
- «Основы буддийской культуры» Смотреть учебное пособие
- «Основы иудейской культуры» Смотреть учебное пособие
- «Основы религиозных культур народов России» Смотреть учебное пособие
- «Основы религиозной культуры и светской этики» Смотреть учебное пособие
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Перейти
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Перечень документов по введению курса ОРКСЭ, ОДНКНР
- Письмо Минобрнауки России №08-96 от 19.01.2018 О методических рекомендациях ОРКСЭ и ОДНКНР Перейти
- Методические рекомендации ОРКСЭ и ОДНКНР Перейти
- Письмо Минобрнауки России от 30.03.2015 №08-461 о направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ Перейти
- Письмо Министерства образования и науки РФ от21 апреля 2014 №08-516 О реализации курса ОРКС Перейти
- Стандарт начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики Перейти
- Методические рекомендации по преподаванию комплексного учебного курса ОРКСЭ в образовательных учреждениях Тюменской области Перейти
Документы:
- Регламент выбора в МАОУ «Юргинская СОШ» родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Перейти
- Заявление Перейти
Наиболее часто задаваемые вопросы о ведении курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ)
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? | К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ. |
2. | Какие документы регламентируют введение данного курса? | Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:
|
3. | Какие модули включает в себя комплексный курс, все ли они одинаковые по объёму часов? | Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:
Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 34 урока, то есть по 1 уроку в неделю. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули. |
4. | Кто решает вопрос о выборе модуля курса для изучения? | Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.
Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы. |
5. | Зачем изучение религиозных культур и светской этики включено в программу обучения общеобразовательной школы? | В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.
Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур. |
6. | Можно ли изучать одновременно несколько модулей? | Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.
Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве. |
7. | Каковы основные принципы преподавания курса? |
|
8. | В чём воспитательная составляющая данного курса? | Освоение курса должно обеспечить:
|
9. | Предусматривается ли при изучении курса обучение религии? | Все модули курса носят культурологический, светский характер.
В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», далее — Закон). Такое обучение может вести религиозная организация. В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет. |
10. | Кто может вести курс ОРКСЭ? | Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса. |
11. | Имеют ли право священнослужители вести модули курса ОРКСЭ? | В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.
В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования. |
12. | В ходе изучения курса имеет ли право учитель посещать с учащимися культовые сооружения различных религиозных организаций? | Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.
В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. |
13. | Будет ли продолжено изучение курса в старших классах школы? | Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет. |