С 21 по 23 января 2021 года в рамках Областного форума «Подростки, родители и Rock`n`Roll» был открыт консультативный пункт в МАОУ «Юргинской СОШ» корпус №1.
Учитель-логопед, психолог индивидуально вместе с родителями обсудили проблемы детей младшего и старшего школьного возраста:
«Как проходит адаптация в 1 классе?», «Как сохранить родительский авторитет?», «Как помочь ребенку стать личностью?», «Школьные страхи. Боюсь отвечать», «Причина речевых нарушений», «Заикание в школьном возрасте. Что делать?».
Дочь первоклассница. Очень боится отвечать у доски, просто молчит.
Первое, что родители должны сделать, — это успокоиться. Дети хорошо считывают тревогу взрослых, поэтому важно, чтобы ребёнок видел: родители верят в него и знают, что всё получится. Мама и папа рядом, но у него достаточно сил, чтобы решить эту задачу самостоятельно. Помните метафору материнской любви из «Гарри Поттера»? Если вы смогли передать ребёнку ощущение надёжной защиты — всё, вы справились, можно отдыхать.
Предложите ребёнку в сложные моменты представлять вас за его спиной или щит вашей любви вокруг него.
Итак, что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? А начнём мы, как и положено: с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках.
Причины могут быть разными:
1. Незнание материала
2. Проблемы с речью
3. Неуверенность в себе, как черта характера
4. Низкий социометрический статус ребенка в классе
5. Высокие требования со стороны родителей
6. Неправильное поведение педагога
Что же делать?
1. При непонимании учебного материала – восполнить пробелы в знаниях. В этом может помочь учитель, родители.
2. Если проблемы с речью, необходимы занятия с логопедом, а также наблюдение и лечение у врача-невролога.
3. При неуверенности в себе и высоком уровне тревожности не помешают занятия с педагогом-психологом. Но кроме этого, обязательно изменение поведения близких ребёнку взрослых (родителей, учителя) и их моральная и эмоциональная поддержка, т.к. без этого все усилия психолога просто пойдут прахом.
4. Рекомендации по работе с ребёнком, имеющим низкий социометрический статус, желательна также и помощь психолога.
5. При завышенных требованиях к ребёнку работать нужно не столько с самим учеником, сколько с его родителями, понимать родителям возрастные особенности своего ребенка.
6. Объяснить учителю проблему ребенка и решить, как будет лучше … ответы «на ушко», «один на один», пока не заставлять отвечать у доски и т.д.
Формируйте и тренируйте у первоклассницы новые модели поведения. Т.е. расскажите и покажите ей, как именно лучше вести себя, когда её вызывают отвечать, как справиться со страхом и неуверенностью, несколько раз прорепетируйте эту ситуацию. Естественно, делать это нужно только наедине с ребёнком, без посторонних зрителей.
Сыну 7 лет. Учится в 1 классе. В классе на момент поступления был знаком только с одним мальчиком. По мнению учителя, мальчик умный, развитый. Есть проблемы с поведением на переменах. Нет друзей в классе, а только на год, два старше его. Именно с ними играет на переменах.
После того как ребёнок провёл исследование, какой он друг, ему нужно дать силу и союзника. В начале любых отношений помогает умение быть собой и открываться навстречу другим, улыбка, приветливость, прямой взгляд, ровная осанка, готовность поддержать беседу. Все эти вещи достаточно легко даются при уверенности в себе, и наоборот: исчезают при тревожности и страхе.
Несколько рекомендаций вашему ребёнку, как лучше завести друзей:
1. Если ребёнок новенький, он вызывает у других детей любопытство. Подготовьте его к тому, что одноклассники подойдут и спросят, кто он, откуда, что он любит, в какие игры играет, какие фильмы смотрит. Возможно, ему будет легче не растеряться и отвечать уверенно и прямо, если он заранее подумает над ответами на эти вопросы.
2. Скорее всего, в классе (особенно в первом) новеньким ребёнок будет не один. Кому-то в классе будет так же страшно и одиноко. Объясните ему, что можно подойти и спросить: «Привет! Ты тоже новенький? Я — да!» Вдвоём детям уже будет проще. Но замыкаться на первом найденном знакомом не стоит — ребёнку нужно познакомиться и с другими одноклассниками, понять, с кем у него больше общего.
3. Посоветуйте ребёнку показать его интересы и таланты. Возможно, он любит какую-то книгу, игру, болеет за спортивную команду. Он может взять с собой вещи, которые помогут увидеть это людям с похожими интересами.
4. В первые месяцы вообще важно делать то, что ребёнок любит: рисовать, петь, заниматься спортом, — это поможет ему притянуть близких по духу людей.
5. Нужно быть приветливым и научиться начинать разговор первым. Это не так сложно. Можно просто сделать комплимент или спросить что-то у одноклассника про него самого: «Отличная ручка! Классный альбом!», «О! Ты тоже любишь этот мультик!»
6. Можно записать ребенка на кружок, который отвечает его интересам. Там он познакомится с детьми с похожими увлечениями.
7. Ребёнку стоит активно участвовать в жизни класса, искренне высказывать своё мнение, но следить за тем, чтобы никого не задеть и не обидеть.
8. Можно самим родителям включиться в жизнь класса и участвовать, проводить какие-либо мероприятия.
9. Рассказать свою историю, как мама или папа тоже были первоклассниками и , тоже сначала не было друзей.
10. Можно найти одноклассника, который живёт рядом с вами, или просто дойти до школы, до дома вместе. Совместный путь здорово сближает — это идеальное время, чтобы обсудить день, да и просто поговорить обо всём на свете.
Спасибо вам родители, что доверяете нам самое ценное и дорогое! Мы будем стараться и развиваться!
С уважением учитель-логопед, педагог-психолог Надежда Михайловна Волохова