✅Отряд 4П ведет рубрику «Багаж вожатого»
Лето — пора, которую ждут все: и взрослые и дети. Для ребенка это ожидание чего-то нового, неожиданного и радостного.
Лагерь — это и отдых, и свободное общение со сверстниками, вожатыми, а также развитие способностей и интересов детей.
❓Отдых. Значит, отстранение от всех забот? Состояние покоя? Но лагерь не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и очень активным, в любимых занятиях: в походе, спорте, игре.
❓Самостоятельность. Не надо думать и делать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть подумают и придумывают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность — это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказки, неожиданная идея. Детали придумают сами
❓Коллективизм. Любое дело для всех и для каждого. Тогда — общие интересы. Друг без друга скучно.
❓Творчество. Ищи в новом старое, в старом — новое. В старом старое, в новом — новое.
❓Польза. Выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
❓Тайна. Без тайны скучно. Нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Ребята подскажут!
❓Свобода. Лагерь не школа, и посещают его все-таки по свободному желанию. И пусть будет свобода! Возможность активно действовать. Выбирать по душе. Жить без принуждения, в пространстве расширяющихся свобод, прав. Главный лозунг каникул «Можно!»
Багаж вожатого
Нe забудь:
• форму парадную и рабочую, спортивную и туристическую, и одежду для «черной» работы. Плюс блокнот, авторучку, карандаш, канцелярские товары (их, конечно, дают в лагере., но всегда не хватает), старые газеты, цветные странички журналов и другой материал для аппликаций, скотч; фонарик, часы, рулетку, компас, свисток; личную методическую библиотечку, подсобный методический материал, нитки, иголки, ножницы.
В личном педагогическом багаже пусть будут:
❇10 историй, которые можно рассказать с ходу (о необычном, важном, сенсационном, проблемном);
❇10 биографий людей, интересных детям (ученые, музыканты, путешественники и др.);
❇20 игр на каждый день (познавательные, подвижные, игры-тесты);
❇10 аттракционов и забав (для дискотек, огоньков);
❇10 досуговых дел (заготовки КВН, конкурсов, викторин, интеллектуальных игр);
❇5-10 песен для костра;
❇5-10 интересных статей для обсуждения
✳Приручение
Важнейшее качество вожатого — отзывчивость и чуткость. Обрати внимание на свою манеру обращения с детьми. Умение понять начинается с умения слушать и слышать. Они будут раскрывать себя каверзными вопросами, шуточками, репликами. Как бы испытывать вожатого на прочность. Не торопись реагировать на каждую реплику. Но все, что требует одобрения, — отметь и одобри. Важно слышать ребенка, когда он ничего не говорит. Чувствуешь, что ребенок замкнут, ему неуютно, возьми его в свои связные на пару дней, советуйся с ним по делам отряда, поручай простые дела. В первые дни особенно высока роль общих рабочих сборов. С первых часов приучай ребят делать все сообща. Недостатки первых дней оценивай мягче, осторожнее. Больше замечай достоинства, успехи. Не спеши воспитывать. Когда слушаешь ребенка, заговариваешь с ним, ты словно берешь в руки дорогую и хрупкую вещь. Взял неосторожно, грубо, небрежно — хрустнет!
✳Импровизация
Конечно же, хороший экспромт — это подготовленный экспромт, и все же… Импровизация воодушевляет на дела без предварительной раскачки. Она сродни игре. Дети импровизируют, к примеру, на дискотеке. Улавливая ритм, с ходу придумывают танцевальное поведение. И концерт-сюрприз не столько художественная самодеятельность, сколько игра в концерт.
✳Планы
Много лет в лагерях используется план-сетка (план на смену), в котором дается перечень всех общих дел лагеря и крупных дел отряда, обсужденных и принятых ребятами. План-сетка не догма. Вожатый может вносить в него коррективы. Вожатому так же необходим более подробный план на два-три дня вперед, чтобы не упустить подготовку к завтрашним делам. Разучивается игра — какая? Планируется трудовой десант — где, кто, что будет делать?
Привлечь ребят к планированию работы можно с помощью анкетирования, конкурса на лучшее предложение к плану, приемов «Разведки» (найти общественно-полезное дело, интересного человека, составить программу спортивных дел) и даже с помощью часа Почемучек (ребята задают вожатому вопросы на любые интересующие темы). Желательно как можно чаще спрашивать у ребят, что они хотят провести в отряде, куда пойти на экскурсию, с кем встретиться, какую игру разучить, что полезного сделать для лагеря, для окружающей среды. Полезно учить ребят все время придумывать что-то и аргументировать свою мысль. Задумал вожатый, к примеру, провести «День фантазера» в отряде, проверить творческие возможности каждого питомца, значит, разрабатывать программу этого дня должны все: сначала пусть соберутся малые творческие группы на полчаса и покрутят эту идею; потом отдельно поломает голову штаб дела, и только потом утвердят эту программу в отряде все вместе.
✳Настроение
Продукт скоропортящийся. Настроение может испортиться от плохой погоды, невкусной пищи, неосторожного слова вожатого или сверстников.
Поддержать настроение ребенка искусство. Иногда ребят просто необходимо околдовывать, завлекать, увлекать. Способов у вожатого для этого немало. Хорошая книга, веселая игра, красивая песня, неожиданный подарок, интересное поручение.
✳Лицо отряда
Вот внешние приметы твоего отряда.
❓Имя — шифр отряда. Его выбирают дети. Иногда имя означает профиль деятельности. Имя должно быть понятно ребятам, нравиться и как-то отражать характер всего отряда и тематику смены.
❓Девиз. Краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности и которое соответствует тематике смены.
❓Песня. Отрядная песня и просто свои любимые песни: костровые, походные, шуточные. Хорошая песня многое дает ребятам, сплачивает, воспитывает их.
❓Цвет. Выбери, вожатый, с ребятами свой цвет: синий, голубой, малиновый. Цветовая эмблема поможет отрядам быстро найти своих, определить место расположения отрада и т.д.
❓Заповеди. Часто детские коллективы придумывают свои заповеди, вытекающие из каких-то традиций, сложившихся в отрядах. Заповеди рождаются в делах, в жизни отряда. Их сочиняют сами дети.
❓Тайный знак. Ребята придумывают свой тайный знак, по которому узнают о делах своего отряда, о месте сбора отряда.
❓Эмблема. Это символический рисунок, отражающий сущность имени отряда, который придумывают сообща. Эмблемы носят на пилотках, на рукавах, на груди.
❓Сигнал сбора. Можно придумать своему отряду особые сигналы (свистком, дудкой); сигнал немедленного сбора, вызов дежурных, тревога и т.п.
❓Творческое дело. Хорошо, если в отряде есть какое-то свое творческое дело, общее для всех ребят. Творческое дело можно менять.
Словом, вожатый, ищи вместе с ребятами неповторимые приметы жизни детского коллектива. Но помни: главная неповторимость твоего отряда в отношении к труду, к людям, друг к другу, к творчеству.
✳Очередность
Это самый демократичный принцип детского коллектива. Самостоятельность возникает тогда, когда ребята в лагере все будут делать по очереди. Дежурить в отрядной комнате, убирать с обеденного стола, на территории. По очереди, как умеют, вести программу огонька, дискотеку, играть в команде в товарищеском матче, участвовать в творческих делах.
Ежедневно в отряде может выбираться очередной сменный командир, ответственный на все дела дня. По очереди можно выпускать газету маленькую, веселую, нестандартную. Газету одного редактора.
Не закрепляй ребят в одном и том же амплуа художника ли, футболиста, оратора. Поручай разным ребятам по очереди все отрядные маленькие дела: сменить информацию в отрядном уголке, разучить новую игру, полить клумбы, выступить по радио, провести концерт. Старайся, чтобы каждый хоть в чем-то стал звездочкой первой величины. Один сделает лучший кораблик из коры, другой составит из веточек оригинальную икебану, третий победит на конкурсе знатоков.
И еще… Вожатый, будь стильным!