Рекомендации учителя-логопеда
Рекомендации родителям по организации правильного чтения.
- Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки.
- Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать.
- Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки, эта работа способствует осознанному чтению.
- Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно — то отвечает, то сам задаёт вопросы.
- Ребенку нужна не только художественная, но и разноплановая познавательная литература: «Детская энциклопедия», книги о космосе и природе, палеонтологии и т. д.
Чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников. можно также на родительском собрании или в индивидуальной беседе предложить вот эти рекомендации, которые вы видите на слайде
- Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна.
- Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых.
- Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею.
- Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.
Не воспитывай детей, все равно они похожи будут на тебя. Воспитывай себя!
Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребёнка:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.
- Демонстрируйте ребёнку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга – это не игрушка, не крышка для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания убирайте книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного. - Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребёнка, он наслаждается напевностью русского языка, ритмом стиха. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме и темпе читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто слушать.
- Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки, старайтесь передавать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.
- Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Конечно, для этого родителям надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребёнку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
- Читайте книги всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.
- Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал.
- Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
- С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать его личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку.
Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, ножницы. Найдите время и помогите ребёнку чинить книги. - Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
- Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Как этого достичь? Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.