Новости
    Архив новостей






    Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»


    Попробуем собрать вместе представления о том, что такое цифровая образовательная среда, какими свойствами она обладает, каковы цели и задачи её создания и поддержания, на каких принципах она может быть построена.

    Основные термины и определения:

    Цифровая образовательная среда(ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

    Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.

    Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

    Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

    Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.

    Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.

    Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

    Экосистема– такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.


    Организационные принципы построения ЦОС:

    (формулировки приведены с учетом предложений-поправок коллег —экспертов ИРИ)

    • Единство — согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.
    • Открытость — свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.
    • Доступность — неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством Интернет, независимо от способа подключения.
    • Конкурентность — свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
    • Ответственность — право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
    • Достаточность — соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
    • Полезность — формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

    Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?

    Прежде всего, запретить насильственное внедрение централизованных региональных инструментов, кроме государственных систем, как нарушающих ряд законов и разъяснения Минобрнауки России,– взять курс на построение открытой экосистемы, настоящей ЦОС, на основе минималистичных центральных государственных систем.

    Ключевой принцип информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.

    Ключевой инструмент формирования экосистемы– стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами.


    Цели ЦОС:

    Для ученика:

    • расширение возможностей построения образовательной траектории;
    • доступ к самым современным образовательным ресурсам;
    • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

    Для родителя:

    • расширение образовательных возможностей для ребенка;
    • снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
    • повышение прозрачности образовательного процесса;
    • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

    Для учителя:

    • снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
    • снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
    • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
    • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
    • формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
    • формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
    • облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.

    Для школы:

    • повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
    • расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
    • снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
    • расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

    Для региона:

    • автоматизация мониторинга за образовательным процессом;
    • оптимизиция коммуникации со всеми участниками;
    • оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
    • повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
    • возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия;
    • сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота.

    Для государства:

    • рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору;
    • рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
    • снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;
    • повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;
    • повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов;
    • повышение прозрачности образовательного процесса;
    • оперативность мониторинга за результатами.

    Задачи:

    • разработать новые регламенты и принципы обработки данных с учетом требований по защите персональной информации в условиях переноса документооборота в цифровой формат с учетом принципа неизбыточности на всех уровнях управления процессом (это требует глубокой проработки и переосмысления многих стереотипов из бумажной эпохи);
    • составить список необходимых для обмена данных, используемых в сфере образования;
    • разработать архитектуру ЦОС, позволяющую гибко заменять системы в ее составе и расширять их состав;
    • разработать протоколы обмена данными и утвердить их в качестве отраслевого стандарта;
    • разработать регламент работы комиссий по протоколам, чтобы они могли своевременно вносить изменения в ранее утвержденные протоколы/стандарты;
    • разработать и ввести в эксплуатацию тестовые системы для отладки протоколов обмена данными, чтобы разработчики могли успешно конкурировать;
    • пересмотреть подходы к формированию ЦОС в образовательных организациях в сторону логики BYOD на основе мобильных устройств и возможности самостоятельно расходовать средства на ИТ-инфраструктуру;
    • пересмотреть нормативную базу документооборота и организации образовательного процесса для исключения конфликтов старых норм бумажной эпохи с современным электронным документооборотом.

    Описание и оценка эффективности

    Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.

    Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее

    • сокращение бюрократического аппарата;
    • снижение интенсивности документооборота, созданного руками сотрудников образовательных организаций;
    • рост трафика использования ЦОС, прежде всего учениками.