76 лет окончательному снятию блокады Ленинграда (27 января 1944 года)
Архив новостей
Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  






Чистая планета-здоровая Земля ОДО «Лесновский детский сад»

 

Опыт работы

ОДО «Лесновский детский сад» по экологическому воспитанию.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы  «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

В отделении дошкольного образования «Лесновский детский сад» приоритетным направлением является экологическое воспитание.

Используя в работе парциальную программу Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», основной  целью педагоги ставят воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. В содержании программы выделяется 10 блоков по реализации экологического воспитания.

  1. «Я и природа».
  2. «Вода».
  3. «Воздух»
  4. «Солнце».
  5. «Песок. Глина. Камни».
  6. «Почва».
  7. «Растения».
  8. «Животные».
  9. «Лес».
  10. «Человек и природа».

 Каждому блоку мы уделяем большое внимание. Раскрываем понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью, желание как можно чаще общаться с природой. Умение видеть красоту леса и слушать звуки природы. Бережное отношение к вещам, их вторичное использование. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в природоохранной деятельности, доступной для данного возраста. Преодоление потребительского отношения к природе, формирование потребности и желания жить в гармонии с ней. Важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Поиск эффективных путей решения проблемы экологического воспитания с учетом современных требований привел к организации кружка «Лесовичок» (руководитель А.В.Быков) и взаимодействию с «Тюменской базой авиационной и наземной охраны лесов» (представитель А.Г.Ращупкина — лесник).

В реализации содержания блоков мы придерживаемся принципа сезонности. Это позволяет тесно связать новые знания с наблюдением в природе, показать детям растения, птиц, насекомых в естественных условиях.

Использование регионального компонента способствует  проявлению детьми накопленных знаний в различных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала.

Предметно — развивающая среда должна быть максимально насыщенной, доступной и безопасной и согласно этим требованиям в группах оформлены уголки  природы, которые знакомят детей с временами года, с комнатными растениями и деревьями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Здесь мы наблюдаем за цветущими растениями, за ростом лука на подоконнике (январь-февраль), за ветками деревьев в вазе (февраль – март), за пробуждениями мать — и — мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май). Оформлен мини – музей дерева. Дети играют  в настольные развивающие игры экологической направленности. Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций, песен, мини библиотека детской литературы, энциклопедии. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

Дети с удовольствием ухаживают за комнатными растениями: рыхлят, поливают, но больше всего любят брызгать. При этом повторяют названия комнатных растений.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Кружок «Почемучки» помогает дать ответ на интересующие вопросы. Оформлен уголок для проведения экспериментальной деятельности с набором материалов для опытов: шишки, камушки, песок, глина, магнит, шары, компас. Составлена картотека опытов: свойства магнита, воздух, кораблик и мыло, как услышать электрический ток, растворимость веществ в воде и др.

На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).  Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, печатки, небольшая емкость с водой, плавающие игрушки … Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения«Найди по описанию»«Что, где растёт»«Узнай и назови»«Вершки — корешки»«Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).  Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность. Этим занимаемся на занятиях и кружке «Лесовичок».

Недалеко от детского сада расположен лес. С детьми ходим на экскурсии в разные времена года. Дети получают представление о предметах и явлениях, которые его окружают, об их изменениях. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы.

Природоохранные акции — это общественно–значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:

Для систематизации получаемых знаний, используется чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, рисование, просмотр фильмов. Переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней помогает кружок «Солнышко в ладошках», «Книголюбы». Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Театрализация, инсценирование произведений имеет место в дошкольном учреждении.

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения.  Проводятся традиционные экологические праздники: День птиц, День Воды, День Земли, Осенний бал, Новый год, праздник русской березки. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, танцев, песен,  отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

В своей работе с детьми педагоги используют такую форму работы как проект. Он позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность. Реализованы такие проекты как: «Лес – наше богатство», «Вторая жизнь пластиковых бутылок», «Черная книга», «Какие разные деревья», «Как появляется лягушка», «Оранжевый господин», «Чудо тыква».

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира. Вместе с детьми родители делают поделки из природного материала, мастерят скворечники и кормушки, рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое положительное отношение к природе. Используем как традиционные формы работы с родителями — родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные — деловые игры, круглый стол, дискуссии, мастер  — классы. Летом дети вместе с родителями осуществляют фотоохоту за насекомыми, птицами, жучками и другими обитателями. Фотографии размещаем на стендах.

В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей создана развивающая экологическая среда для повышения эффективности экологической работы с детьми. Элементы развивающей среды способствуют:

Большую роль в данном направлении играет  межведомственное взаимодействие. Сотрудничество с Домом культуры, сельской и школьной библиотеками, ФАПом, Тюменской базой авиационной и наземной охраны лесов», Лесновской средней школой, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры.

Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Презентация «Чистая планета — здоровая Земля!»

посадка елочки осенняя прогулка весенняя прогулка